Аутсорс VS Продуктовые компании

Исторически сложилось так, что IT-компании грубо делят на продуктовые и аутсорс. Часто, разумней сортировать  по этому принципу не сами компании, а их проекты, так как часть продуктовых компаний параллельно занимается заказной разработкой,  а аутсорсинговый бизнес не редко пилит собственные продукты. У этих подходов есть ряд схожестей и различий, но цель в обоих случаях одинаковая: заработать максимальное количество денег. Об этом и поговорим.

Не смотря на то, что заголовок противопоставляет две модели друг другу, на практике такой бой совсем не похож на спарринг.  Скорее это соревнование по плаванью вольным стилем. Если в результате заплыва выиграл спортсмен, плывший кролем, это не значит, что кроль – ключ к успеху, а брас – для неудачников. Просто конкретно этот спортсмен отлично плавает кролем и подготовлен лучше конкурентов.  Выбирая стиль нужно чётко осознавать его слабые и сильные стороны и сопоставлять их с собственными физическими данными. Точно так же стоит выбирать модель бизнеса.

Почему мы решили об этом поговорить? Конечно, из-за настольной игры IAMPM 2.0. В первой версии игры мы рассматривали только аутсорсинг и описывали схемы взаимодействия таких компаний с рынком. В новой версии решили охватить все возможности и дать игрокам инструменты для разработки собственных продуктов. Это привело к ряду сложностей. Данные модели отличаются множеством факторов, но в игре невозможно показать все, важно создать схему, которая будет простой и понятной, но при этом чётко выразит основную суть каждого подхода и правила выживания на конкурентном рынке. Есть ли абсолютная стратегия победителя? Нужно ли выбирать одну конкретную бизнес-модель? Ниже делимся выводами, к которым мы пришли в процессе поиска решения для настолки.

Отличия  моделей. Соревнуемся, ищем что выгодней

Порог вхождения. Риски. Прибыль.

 

Всю суть продуктовой разработки можно выразить одной фразой из учебника по экономике: «Величина ожидаемой прибыли прямо пропорциональна степени связанного с нею риска».

Допустим, вы собираетесь создать лучшую в мире CRM систему и уверены в том, что знаете как. Когда вы сможете проверить эту гипотезу? Только после того, как попробуете продать свой продукт. Вполне возможно, что от старта проекта, до получения первых денег пройдёт много месяцев и что прибыль будет гораздо меньше ожидаемой, а, может, вы станете миллионером. В любом случае, сначала вы вложите деньги. Тут конечно есть много способов уменьшить риски, но избежать их полностью – невозможно.

Другое дело аутсорс: вы собрали команду из верстальщика и дизайнера и нашли клиента, которому нужен лендинг. Вот он – первый заказ для молодой развивающейся компании. Проблема только в том, что таких как вы полный UpWork, да и 500$ – увы, не предел мечтаний.

Кадры. Корпоративная культура

 

В начале развития бизнеса рекрутинг – это проблема для продуктовой компании. Специалисты хотят уверенности в завтрашнем дне, но никто не знает на 100%  выстрелит ли продукт. При этом увеличение зарплат мгновенно отражается на размере инвестиций, а экономия на сотрудниках – ставит под угрозу качество и сроки релиза. Вишенкой на торте становится то, что кроме программистов в команду необходимо нанять сильных менеджеров, чтобы настроить работу и продвинуть  продукт, а такими рынок труда СНГ, мягко говоря, не балует. Если бизнесу удалось пережить этот сложный период и занять своё место под солнцем – ситуация с кадрами резко меняется, и проблем у продуктовой компании становится сильно меньше чем у аутсорса. Вывод: тяжело в учении – легко в бою.

Теперь про аутсорсинг. Если вы занимаетесь заказной разработкой — специалисты решают все. Именно их экспертизу вы, в конечном итоге, продаёте клиентам, а значит, ваши конкуренты сделают все, чтобы переманить лучших членов команды к себе. Усложняет ситуацию то, что в классической модели аутсорсинга достаточно сложно развивать пул компетенций своих сотрудников. Очень часто разработчики растут «вширь», а не «вглубь», ведь у вас нет  волшебного шара, чтобы  спрогнозировать, какая технология «выстрелит» завтра. Вот и начинается покупка игроков, как в футболе.

Конечно, высокий уровень корпоративной культуры позволяет  хантить отличных специалистов и мотивировать работников, даже не имея огромных зарплат и вагона плюшек, но мало какая аутсорсинговая компания может похвастаться такой сплочённостью.  Лучше всего корпоративную культуру выстраивают  разработчики продуктов. Вашим мобильным приложением пользуется мама программиста? Считайте, что уже обеспечили себе его полную лояльность. Аутсорсинг редко может похвастаться подобными аргументами, так что в ход идут тортики, печеньки и, конечно же, деньги.

Ещё немного о сверхприбыли

 

Если мечтой всей вашей жизни было заснуть бедным, а проснуться богатым, создавать аутсорсинговый бизнес – плохая идея. Рынок заказной разработки очень плоский,  тут имеют значение только сильные аргументы: понятные маркетинговые стратегии, очевидные преимущества, опыт и репутация. Время – ваш союзник, чем дольше компания на рынке, чем привлекательней её портфолио – тем больше шансов получить серьёзные заказы и крутых клиентов.  Кроме того, как ни крути, но любой аутсорсинг продаёт, в первую очередь, время программистов. Так что, даже если вы единственная в своём роде компания с уникальными специалистами и отменными процессами, ваши цены, все равно, имеют понятный верхний предел, а способов уменьшить расходы, увы, не так много (тема зарплат уже поднималась выше).

Продуктовая разработка, напротив, оставляет пространство для сюрпризов. Чего бы не создать второй Facebook, Viber или Uber? Жаль только, что шанс: один на миллион. Так что, вполне возможно, что внезапное наследство от дальних родственников – более вероятный способ стать богачом в один день.

Схожести. Общие сложности и проблемы

Дифференцируйся или умри.

 

Слова Джека Траута стали актуальны и для IT рынка. Время, когда умение писать код выделяло само по себе давно прошло, так что теперь всем компаниям нужно чётко формулировать, что конкретно они могут предложить своим клиентам. Тут уже не важно – создаёшь ли ты продукты, или разрабатываешь проекты на заказ. Будь добр объяснить, почему то, что ты делаешь – это круто и другая компания так не может. Если ответа на вопрос нет – будущее бизнеса туманно.

Откуда берётся прибыль

Если максимально упростить процесс создания программного продукта, то мы перерабатываем время программистов, дизайнеров, менеджеров и прочих членов команды в приложение/сервис/ игру (нужное подчеркнуть). Вот только продаём мы уже не потраченное время. Мы продаём сущность, цена которой определяется исключительно готовностью рынка её покупать. То есть тем, насколько продукт решил проблему аудитории. На практике, прибыль аутсорсинга формируется точно таким же образом. Размер прибыли зависит от умения быстро и качественно решать проблемы другого бизнеса. Если бы заказчик просто хотел купить время программиста – он бы нанял его себе в команду, но клиенту нужно не это. Точно так же как любому пользователю приложения или геймеру, заказчику аутсорсера нужно, чтобы в указанное время определённая программа  заработала так, как он рассчитывает. Именно за это, и только за это, он платит свои деньги.

Команда

 

Мы опять возвращаемся к теме сотрудников, так как будь вы хоть продуктовой компанией, хоть аутсорсингом – вам нужно развивать команду. IT специалистов меньше чем вакансий, это факт, а значит – кому-то точно не хватит. Особенно это касается senior-позиций. Важно, чтобы хватило вам, правда? Значит нужно вкладываться в образование сотрудников, а ещё в ту самую пресловутую корпоративную культуру, чтобы ваши умные программисты не сбежали, в итоге, туда, где больше платят.

Вот такие разные и в то же время одинаковые модели бизнеса. Как вы видите, масштабной битвы стратегий не получилось. Поплавали и разошлись. Тут нет подхода лучше или хуже, это просто два варианта зарабатывать в IT. Главное, помнить, что за последние годы рынок сильно вырос и не прощает наплевательского подхода к развитию компании, а значит в ваших интересах, честно учитывать все достоинства и недостатки выбранной модели.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.