Игры в работе. Зачем это нужно?

Игры в работе. Зачем это нужно?

21 февраля 2017

  • Автор: Мэри Ротарь

  • Сложность: норм

  • Время: 3 мин

Мы очень любим игры. На многих занятиях наших курсов мы устраиваем игровые активности и проводим необычные тренинги. Так почему же мы так любим играть и почему это не просто отличный способ проводить досуг, но и полезный вид деятельности?

Что такое игра

Игра — инструмент, известный человечеству с самого его становления. Он позволяет учиться и обучать, имитировать реальные ситуации и моделировать гипотетические, выявлять определенные качества играющего и т. д. При этом игры — это, в первую очередь, развлечения, поэтому всё вышеперечисленное может происходить в легкой для восприятия непринужденной обстановке.

Что именно делает игру столь эффективной и почему именно этот инструмент стал так активно использоваться в обучении и работе? Большинство исследований на этот счёт показывают, что любая деятельность в формате игры способствует более продуктивной работе мозга, эмоциональной открытости, готовности к сотрудничеству и социализации, умению сосредотачиваться на проблеме и поиску конструктивных решений. Одно из этих исследований приводит такую таблицу.

ИСТОЧНИК

РАБОТА

ИГРА

Задачи

репетативные, скучные

репетативные, весёлые

Фидбэк

раз в год

постоянно

Цели

противоречивые, туманные

ясные

Путь к совершенству

неясный

ясный

Правила

неясные, непрозрачные

ясные, прозрачные

Информация

слишком много и недостаточно

правильное количество в правильное время

Неудачи

запрещены, наказываются, не обсуждаются

ожидаемы, поощряемы, потрясающи, можно хвастаться

Статус пользователя

скрыт

прозрачный, временный

Повышение

подлизократия

меритократия

Сотрудничество

да

да

Скорость/риск

низкие

высокие

Автономия

средняянизкая

высокая

Нарратив

только если повезёт

да

Препятствия

случайны

задуманы

Итак, мы видим, что решение практически любой задачи будет более эффективным, если сама проблема представлена в форме игры. Главный вызов тут в том, чтобы так сформулировать правила, чтобы игра в должной мере симулировала реальную ситуацию, но при этом была ее упрощенной формой.

Игры в работе

Отличный пример данного подхода и применения игры в работе — так называемый Scrum poker, или покер планирования. Это техника оценивания, чаще всего используемая для определения сложности предстоящей работы или относительного объёма решаемых задач при разработке программного обеспечения. Участники группы выражают свои мнения, выкладывая на стол пронумерованные карты числом вниз (например, туз, 2, 3, 5, 8 и король. Король буквально означает: «Данный пункт слишком большой или его слишком сложно оценить»). После этого карты вскрываются и игроки обсуждают оценки. Смысл сокрытия оценок на первом этапе в том, чтобы избежать эффекта якоря, когда первая озвученная оценка создаёт прецедент и влияет на оценки следующих пользователей.

Подобно этому примеру, игровой подход возможен во многих других сферах:

  • Тимбилдинг — игры вроде “10 общих”, где для знакомства людей из разных отделов их разбивают на команды и предлагают найти 10 схожих интересов или характеристик, свойственных всем участникам этой команды.
  • Планирование — пре-мортем, где участникам предлагается обсудить причины, по которым проект может с треском провалиться, перед тем как он будет запущен.
  • Образование — игры ESL, используемые для обучения взрослых английскому языку.
  • Решение проблем — метод “анти-проблемы”, где игроки должны решить проблему, противоположную реально имеющейся, например “как уменьшить количество клиентов” вместо того, чтобы думать как его увеличить. Смысл игры в том, чтобы заставить участников посмотреть на проблему с нового ракурса.

Игра возникает тогда, когда правила и цели добавляются намеренно, чтобы сделать процесс более интересным. Есть много определений игр в зависимости от точки зрения, но мне больше всего нравится такое: «играть в игру — значит добровольно пытаться преодолеть ненужные препятствия». Веселье возникает как раз в результате преодоления себя для достижения поставленных целей.

Идея интерактивного, вовлекающего обучения не нова. Старая китайская пословица гласит: “Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и возможно я вспомню. Заставь меня участвовать, и я пойму”. Несмотря на это, данный инструмент используется на тренингах, курсах и собраниях на удивление редко. А ведь он может служить отличным способом “ввести” человека в новую обстановку, протестировать его или же подготовить к дальнейшим более сложным задачам.

Использование игр для достижения реальных целей не обязательно означает, что процесс будет лишён серьёзности. Вместо этого мероприятия должны быть спроектированы таким образом, чтобы оставить место для творчества, экспериментов и создания инновационных решений. Именно в этом состоянии человек готов принимать серьёзные вызовы и выполнять достаточно сложные задачи. Кроме того, игры предполагает сотрудничество, которое в большинстве ситуаций позволяет достичь результатов, которых невозможно добиться в одиночку.

Ещё одно неопровержимое достоинство игр а том, что они учат мозг учиться. В процессе игры человек узнает что-то новое и принимает сложные решения. Если он сделал все правильно — игра тут же поощряет подобное поведение призом. Игры учат не бояться сложных задач. Всем известна фраза “не корову проигрываешь”.

Именно поэтому так важно иногда играть в работе и проектировать игры на бизнес-темы. Это отличный способ посмотреть на ежедневную работу с другой стороны, решить застарелые проблемы и развить потенциал сотрудников.

Мэри Ротарь

CEO и Co-Founder в IAMPM 10 лет опыта в маркетинге и управлении продуктами. Вывела на рынок более 50-ти проектов в роли консультанта, работала как Product Manager в SaaS, Gaming и EdTech нишах. Вырастила лабораторию Нетехнического IT-образования IAMPM из хобби в международный бизнес.