Коммуникации в команде — странный предмет. Они вроде есть, а вроде и нет.
Часто ли вам приходилось страдать от того, что кто-то забыл записать задачу и она потерялась после утреннего митинга? Или не взятые у заказчика доступы законсервировали работу на целую неделю?
Об этом и многом другом мы и решили поговорить на необычном мастер-классе «Пусть девелопер говорит». Первый выпуск эфира ток-шоу с Ярославом Ротарем был посвящен общению между разработчиками и менеджерами.
К нам в студию пришли разработчики и поделились историями фейлов на проекте, которых можно было бы избежать — будь их менеджер в курсе всего, что происходит в команде и понимай он хоть что-то в разработке.
Также, они рассказали что больше всего бесит разработчиков в работе PM-ов, какие сложности в коммуникации могут привести к серьезным проблемам в проекте, как завалить любой проект и испортить отношения с командой и как стать идеальным менеджером и при этом выжить.
Спойлер: Бесит разработчиков почти всё. В особенности, их бесит, когда вы что-то обещаете заказчику, не разбираясь в том, что вы говорите. Например, озвучиваете, что на выполнение задачи уйдёт 2 дня, когда в действительности потребуется неделя.
После того, как мы разобрались с тем, что обе стороны хотят друг от друга началась панель вопросов и ответов. Мы записали самые интересные вопросы от разработчиков.
То, чего нет в JIRA — в принципе не существует
Вопрос: как часто PM-ы приходят с техническими вопросами и готовы ли вы им все объяснять и рассказывать?
— приходят, спрашивают, но у них быстро пропадает интерес.
— готовы, так как чем лучше я объясню сейчас, тем меньше меня будут отвлекать вопросами потом.
— часто мы сами садим менеджера, чтобы объяснить технические моменты проекта. Да, мы потратим время, но с человеком, который понимает о чем идет речь легче работать.
Вопрос: Какие навыки самые важные для PM-а джуниора?
— понимание того, кому какие таски нужно назначать. Понимание принципиальной разницы между разработчиком бэкенда и фронтенда.
— умение правильно выстроить коммуникации. PM должен знать за что отвечает каждый разработчик и следовать принципам 3-х Н: «Не тяни, Не ной, Не тупи». Есть задача — объясни. Начинающий PM должен не бояться задавать вопросы. При этом, в ответ нужно быть готовым увидеть кислую мину.
Есть 2 состояния разработчиков, к которым нужно быть готовым PM-у:
1. Блин, какой ты тупой
2. Ты что, самый умный?
— джун PM должен быть коммуникабельным. Он должен понимать, что он часть команды и он задаёт тон.
— у него должно быть желание разбираться в проекте и желание сделать его хорошо. Желание учиться и не бояться сказать, что он что-то не знает.
Резюмируя все вопросы и ответы: основная боль разработчиков — недостаток коммуникаций. PM должен быть проактивным. Поэтому задалбывайте, стойте над душой и задавайте вопросы.
Какие знания необходимы менеджеру проекта
Во второй части мероприятия Ярослав Ротарь рассказал о том, какими техническими знаниями должен обладать менеджер проекта.
Что PM должен знать о разработчиках:
- Они умные
- Они милые
- Они добрые
- Они отзывчивые
- Они всегда готовы помочь
Что должен знать PM о технической стороне проекта?
по мнению разработчиков
- Как хранятся данные (от куда они берутся на сайте, как доставляются по сети, кто за это отвечает)
- Как пишется и из чего состоит фронт (фреймворки, типы верстки)
- Как деплоится (Cl, clouds)
- Что такое HTTP протокол и JSON формат
- Какая разница между языками программирования, когда какой применять (язык запросов, язык разметки, язык программирования для бэка/фронта)
- Всегда помнить про доступы
- Обеспечивать все необходимое окружение, и не только программное, иногда «быть нянькой»
- Знать базовый процесс разработки программных приложений той сферы, в которой реализовывается проект
- Умение «гуглить» и находить ответы там, где все уже сдались
- Огромное желание вовлекаться во все, что касается проекта
- И не менее большое желание проталкивать и пушить нужные проекту решения
Что должен знать PM о технической стороне проекта?
по мнению PM-ов
- Понимать технические требования к своей команде на проекте
- Понимать требования к технологиям на проекте как от команды так и от Заказчика
- Особенности работы при интеграции с третьесторонними сервисами
- Базовые владение системами контроля версий
- Знание лучших практик процесса программной разработки (TDD, XP)
- Знание и умение донести необходимость культуры программирования (code review, рефакторинг, комментирование, стандарты кодирования)
- Умение читать и описывать бизнес-логику в технической документации
- Владение базовыми основами тест-менеджмента
- Понимание узких мест при работе с hardware
- Умение найти и правильно использовать необходимые инструменты для аналитики проекта (Google Analytics, Flury, HostTracker)
- Не бояться кода и не бояться делать что-то руками
- Понимание принципов хранение исходных файлов проекта (хостинг, сервер)
Эти списки обширные и могут немного напугать новичков, но не стоит бояться. Помните: идеальными менеджерами не рождаются — ими становятся.