«Всё, что про визуальную составляющую, — это к дизайнерам!» Справедлива ли фраза? Особенно, если учесть, что за конечный результат проекта отвечать не дизайнерам, а проектным менеджерам? Спросили у реальных РМ-ов, действительно ли навык прототипирования упрощает процессы и когда без знания UX менеджеру просто не обойтись.
Коротко о терминах
Для восприятия и обработки информации в проектной реальности обычно используются 3 канала: визуальный, аудиальный и кинестетический. К визуальному прибегают чаще всего, так как наш мозг хранит информацию в образах и их легче декодировать, чем речь.
Телефон и переписка плохи для общения с заказчиками на определенных этапах, так как они урезают коммуникацию и могут неточно передать пожелания заказчика. К тому же, объяснить визуальную часть на словах и в результате попасть в ожидания заказчика — практически из разряда фантастики.
Любая визуализация всегда улучшает восприятие требований и проясняет абстрактные фразы клиентов: «удобный», «юзер-френдли» и «стандартная форма».
Прототипы помогают отобразить информацию четко и правдоподобно, сформировать правильные ожидания у заказчика и убедиться, что они соответствуют вашим. Каким бы потенциально крутым не был результат, без прототипирования он может слишком отличаться от базовой задумки клиента.
Немного о PM-ах, которые помогали разбираться с прототипированием
РМ и Scrum Master в компании EPAM. 8 лет опыта в проектном менеджменте, из них 3 года — в IT. Работала на проектах в сфере образования, продуктивности, машинного обучения, логистики, с CRM- и SaaS-системами.
Директор центра компетенций по развитию платформы видеонаблюдения в Ростелеком ИТ, которая используется в крупных федеральных проектах в РФ: видеонаблюдение на выборах, ЕГЭ, видеонаблюдение для бизнеса, умный дом и Ростелеком Ключ. В сфере IT более 9 лет. Начинал карьеру с Project Manager-а.
В данный момент работает менеджером IoT-проектов в продуктовой компании.
Каким РМ-ам особенно нужны навыки прототипирования
Марина Руденко: Зависит от функций, которые возлагают на РМ-а. Если в вашей компании менеджер — это немного человек-оркестр, то вам определенно нужны навыки прототипирования. Это позволит сэкономить время на нескольких этапах вашей работы. Мне кажется, что эти навыки особенно важны для Junior РМ-ов, ведь этот инструмент позволит научится визуализировать продукт и разобраться в деталях его реализации.
Если вы работаете в совсем маленькой компании с быстрыми проектами, возможно и не имеет смысла заморачиваться и изучать прототипирование. Но в компаниях побольше — как в аутсорсе, так и в продукте — это универсальный инструмент для подготовки к новому проекту, изменений в текущем или описания бизнес-процессов внутри команды.
Сергей Раков: Зависит от состава команды и масштаба компании, но вообще менеджер — универсальная профессия. Если не получается никому делегировать, нужно всё делать самому, например, нет аналитика — значит, аналитику делаешь сам. Навыки прототипирования обязательны тем менеджерам, которые непосредственно взаимодействуют с заказчиком.
Дарья Левчук: Всем PM-ам, которые работают в сфере разработки ПО. Я — менеджер в продуктовой компании, и если «влетают» какие-то изменения, то могу набросать прототип, чтобы показать команде, как они должны выглядеть. Так понятнее, чем пальцем в воздухе. В Figma я рисую админку или аккаунт клиента, чтобы команде было удобнее подбирать архитектуру.
Какие процессы можно упростить с помощью прототипов
Марина Руденко: В сложном проекте прототип может помочь со сбором и хранением требований: команда будет видеть все элементы страницы наглядно и сможет четко идентифицировать функции и поведение каждого из них. Это облегчает работу бизнес-аналитика, а для РМ-а служит отличным способом визуализации продукта для обсуждений с клиентом. Имея перед глазами прототип, дизайнеру проще понять, как лучше расположить кнопки или поля для максимального удобства пользователя.
В процессе Gap Analysis (анализ пробелов) тестировщик на основе прототипа может сверить требования и проанализировать, достаточно ли информации собрано и нет ли противоречий, что позволит сэкономить время при разработке.
Сергей Раков: Прототипы упрощают процесс сбора требований. С ними мы точно поймем, чего хочет заказчик, и сэкономим его время. Если мы сделаем, а клиент скажет, что это не то, придется переделывать, а это потеря времени и прямые убытки.
При наличии прототипа заказчик уже не сможет сказать «Ой, это не то, что я ожидал». У клиента не будет отрицательных эмоций при работе с вами, если вы сформируете у него правильные ожидания, а положительные эмоции — хороший показатель, который влияет на лояльность клиента.
Дарья Левчук: Можно упростить процессы, которые касаются оценки проекта и утверждения с заказчиком. Наличие прототипа помогает быть с заказчиком на одной волне, понимать, что он хочет. Записать требования в User Story — это, конечно, важно и нужно, но показав эти требования визуально, мы упрощаем работу всем: себе, команде, заказчику.
Для команды прототип помогает давать более точную оценку проекту: видно, что и как должно быть реализовано в процессе разработки; дизайнеру прототип помогает понять, чего от него хотят в плане визуальной составляющей.
Всё это способствует тому, чтобы заделиверить проект к тому сроку, который согласовали изначально.
Как прототипировании ускоряет этап пресейла
Марина Руденко: Если на этапе Presale клиент присылает уже готовый прототип, мы можем быстрее оценить запрос и понять, какие технологии или дополнительные сервисы будем использовать. Так мы пропускаем несколько ознакомительных звонков с клиентом и экономим время — наше и клиента.
Имея прототип, можно получить более точную оценку от разработчиков на этапе Presale, следовательно — сориентировать клиента по его запросу. Чем точнее эстимейт, тем проще клиенту согласиться на него.
Сергей Раков: С помощью прототипа можно быстро показать, в чем заключается идея, которую вы хотите воплотить. Больше не нужно тратить время, объясняя по телефону, что к чему.
Увидев прототипы или даже мокапы, заказчик, скорее всего, начнет генерировать идеи дальше. Это означает, что прототипы сработали, сформировали у стейкхолдеров нужные образы и подтолкнули их на новые идеи по продукту. Если обратная связь будет негативная, и вам скажут, что вы сделали не то и нужно все переделать, не огорчайтесь — вы потратили время только на создание прототипа, и сэкономили ресурсы команды и время на разработке. Отрицательный результат — тоже результат!
Дарья Левчук: Благодаря прототипированию «футбол» в требованиях исчезает — уходит потребность в бесконечном уточнении и переписании User Story. У менеджера уже есть прототип, с которым он смело идет к клиенту. Корректировки в прототип внедряются быстрее, и оценка проекта — соответственно, тоже происходит легче.
Как знания UX помогают PM-у в дискавери?
Марина Руденко: Хорошая дискавери-фаза заканчивается пониманием того, что клиент хочет и может получить в результате. Это касается как работы «под капотом» продукта, так и во его внешней части.
Если менеджер понимает принципы UX, в общении с клиентом он предлагает удобные решения и тем самым показывает, что будущий продукт в хороших руках. На этапе дискавери мы уже будем закладывать удобство пользования продуктом, и это положительно повлияет на все остальные этапы его создания.
Дарья Левчук: Понимание, как тот или иной функционал должен быть сделан с точки зрения доступности для клиента, помогает потом донести команде разработки и заказчику — какие плюсы, минусы, подводные камни у того или иного решения.
Нужен ли менеджерам навык прототипирования?
Однозначно, да! С менеджеров — желание учиться, а с нас — крутой курс по UX для не-дизайнеров.