Настольные игры для менеджеров, в которые вам точно стоит поиграть

Немного об играх, как средстве обучения

Игры всегда были отличным инструментом обучения, передачи опыта и выработки определенных навыков. Хотя такую полезность признают в специализированных играх (тренинги, обучающие игры, специальные симуляторы), её не принято искать в сфере чисто развлекательной — компьютерные и настольные игры. Однако такой подход не совсем верен по нескольким причинам: в любой игре есть четко сформулированные условия, перед игроком ясно стоят определенные цели, у него имеется ограниченный ресурс и перед ним возникают препятствия разной степени очевидности и предсказуемости. При этом, игра формулирует всё вышеупомянутое так наглядно, как в жизни возможно передать только поле глубинного анализа. Таким образом, каждая игра — это тренировка соответствующих навыков и схем поведения. А значит это отличный инструмент обучения. Основная задача менеджера, желающего использовать такой нестандартный подход к самообразованию или развитию команды — подобрать правильную игру, в которой будут симулироваться нужные ситуации и использоваться необходимые навыки.

Рассмотрим несколько примеров того как и в каких играх используются концепции и практики, которые могут пригодиться в проектном менеджменте. Очевидно, стоит брать во внимание только игры, в которых необходимо планирование и расчет; игры на реакцию хоть и требуют навыков, которые будут полезны в ежедневной работе, но всё же, в меньшей степени соответствуют нашему запросу. Соответственно, объект изучения — экономические игры, а также такие, в которых значительную часть геймплея составляет распределение каких-либо ограниченных ресурсов. В этой статье мы разобьём каждую представленную игру на составляющие “задача”, “ресурс”, “менеджмент”, не вдаваясь слишком подробно в правила.

Stone Age

Настольные игры для менеджеров, в которые вам точно стоит поиграть 0

Правила

Игрокам предстоит помочь своему древнему племени пережить Каменный век, распределяя вверенных им членов общины на разные работы: кого — на охоту, кого — на добычу полезных ископаемых, которые пригодятся для строительства новых хижин, кого — на занятие сельским хозяйством или создание новых орудий труда. Игрок распределяет обязанности между членами племени, постепенно увеличивая их количество (до 10 человек максимум). Игроки размещают на поле своих работников в регионах, которые по их мнению, принесут наибольшую пользу (охотничьи угодья, карьеры, шахты и прочее).

Задача

Набрать максимальное количество победных очков.

Ресурс

Работники, полезные ископаемые (результат труда работников), еда (нужна работникам для выживания).

Менеджмент

Игрок должен соблюсти баланс между добычей победных очков, увеличением количества работников, повышением эффективности их работы и оплатой их труда (еда). При этом, принимая решения, он должен соотносить их с действиями других игроков, поскольку их поступки могут создавать для него ограничения или же предоставлять новые возможности.

Полезное для PM-а

По сути, Stone Age — глобальная и упрощённая симуляция работы PM-a. В данной игре игнорируется этап работы над продуктом (все ресурсы производят одни и те же победные очки одинакового качества), но вместо этого, упор сделан на организацию рабочего процесса, определение критических задач и слабых звеньев производственной цепи, а также менеджмент ресурсов в условиях их ограниченности и конкурентной среды.

Отлично подойдёт, чтобы выработать умение видеть весь проект целиком, а не сосредотачиваться на промежуточных задачах, которые к финалу игры могут быть уже не важны. К примеру, игрок, концентрирующийся исключительно на увеличении количества работников, рано или поздно столкнётся с тем, что для их пропитания требуется задействовать всё больше ресурсов, в то время как его конкуренты из-за лучшей производительности труда не только не имеют проблем с содержанием работников, но и обладают свободными ресурсами, которые можно направить на дальнейшие инновации.

Carcassonne

Настольные игры для менеджеров, в которые вам точно стоит поиграть 1

Правила

В ходе игры вы постепенно составляете из случайных квадратов земли карту средневековой страны с городами, полями, дорогами и монастырями, при этом принцип немного напоминает домино (или пазл). На каждый выложенный им квадрат земли игрок может поместить своего подданного. В зависимости от того, где он будет выставлен, поданный становится или рыцарем в городе, или крестьянином в поле, или разбойником на дороге, или монахом в монастыре. Некоторые подданные приносят победные очки по завершению строительства объекта и снова поступают в распоряжение, а некоторые остаются на объекте до конца игры, таким образом уменьшая возможности игрока (но потенциально принося больше очков).

Задача

Набрать больше победных очков.

Ресурсы

Подданные, случайные квадраты земли.

Менеджмент

Игрок должен максимизировать добычу очков при ограниченности ресурсов и непредсказуемости дальнейшего развития событий. Поскольку квадраты земли всегда достаются вслепую, от игрока требуется оценить имеющийся перед ним ресурс (изображение на квадрате и сколько очков этот ресурс может принести), плюс понять текущую обстановку на поле и с выгодой для себя расположить квадрат и подданных.

Полезное для PM-а

Каркассон — отличная игра для выработки умения принимать решения в условиях неопределенности, основываясь исключительно на анализе текущей ситуации. При этом, игроку приходится учитывать еще и текущую фазу игры, поскольку партия заканчивается, когда будут использованы все квадраты земли. По этой причине, чем ближе игра к концу, тем более рискованные и отчаянные решения приходится принимать, и тем яснее должны быть для игрока его приоритеты (к примеру, закончить город, попытаться построить еще один монастырь или соединить два поля).  Так что Каркассон учит еще и управлению рисками и способности определить, какой из заданного количества вариантов позволит, в итоге, максимизировать прибыль.

Warhammer 40K

Настольные игры для менеджеров, в которые вам точно стоит поиграть 2

Правила

«Вархаммер 40000» — это сверхпопулярная игра с миниатюрами, которая имеет множество вариаций и аналогов по всему миру. Если вы в детстве играли в солдатиков — то это значит, что вы уже отлично представляете себе игровой процесс настольного «Вархаммера». Продуманные и чёткие правила, регулирующие взаимодействие войск, сложная местность для игры, обилие различных тактик и стратегий — отличительные черты вархамера. Игра состоит из двух глобальных фаз: фаза подготовки к бою, когда игроки подбирают себе войска из всех имеющихся у них в наличии и фаза боя, когда игроки используют выбранные войска, пытаясь победить (это роднит Вархаммер с другими коллекционными карточными играми, в которых чаще всего имеются эти же фазы).

Задачи

Разнообразны, отличаются в зависимости от выбранного режима (уничтожить больше войск противника, получить больше очков, удерживать важные точки на поле боя и т.п.).

Ресурсы

В зависимости от фазы: в первой фазе условно неограниченны (все войска, которые физически имеются в коллекции игрока), во второй — четко ограниченное количество выбранных игроком отрядов.

Менеджмент

Опять же, различается в зависимости от фазы.

  1. В первой фазе подготовки к бою от игрока требуется сделать стратегический выбор — какие ресурсы лучше всего использовать в сражении. На решение влияет множество факторов: физическое наличие у игрока определенных миниатюр (в случае ККИ — карт), взаимодействие ресурсов между собой (когда определенная комбинация отрядов может быть эффективнее, чем сумма их возможностей по отдельности), имеющиеся знания об оппоненте (выбирать войска, особенно эффективные против выбранных соперником).
  2. Во второй фазе, собственно боя, от игрока требуется принимать тактические решения, чтобы с имеющимися у него ресурсами выполнить стоящую перед ним задачу.

Полезное для PM-а

Итак, Вархаммер 40000 вырабатывает умение принимать как стратегические, так и тактические решения. При этом интересны условия, в которых они принимаются: в первой фазе у игрока имеются условно неограниченные ресурсы, однако нет практически никакой информации об оппоненте; во второй фазе, напротив, ресурсы строго ограничены, зато оба игрока обладают полной информацией о ресурсах противника. Таким образом, с одной стороны, вырабатывается умение принимать решения до начала активной фазы проекта, мыслить стратегически, оценивать возможные варианты развития ситуации и выбирать, какие именно ресурсы и в какой комбинации задействовать. С другой стороны, тренируется тактическое мышление, умение максимально полно оценивать сложившуюся ситуацию, держать в голове множество влияющих на обстановку факторов и выбирать из многих вариантов использования ресурсов наиболее эффективный.

Dungeons&Dragons

Настольные игры для менеджеров, в которые вам точно стоит поиграть 3

Правила

Напоследок, рассмотрим легендарную ролевую игру Dungeons&Dragons. На самом деле D&D стояла у истоков ролевых игр и их индустрии. Ролевая игра — это игра, в которой рассказывают историю в лицах, как в тех играх, в которые многие из нас играли в детстве. Однако, такая ролевая игра как D&D предоставляет форму, структуру, чёткий стиль игры и бесконечные возможности. D&D — это приключение в стиле фэнтэзи. Вы создаёте персонажа, собираетесь в команду с другими персонажами (вашими друзьями), исследуете мир и сражаетесь с чудовищами.

Задача

Преодолевать препятствия различного рода, будь то сражения с противниками или дипломатические переговоры.

Ресурсы

Хотя каждый игрок играет собственным персонажем, каждый из персонажей является частью ресурсов группы (“партии”).

Менеджмент

В контексте данной статьи нас интересует аспект менеджмента партии в игре. Он заключается в правильном подборе отряда. Поскольку D&D — очень многослойная игра, перед игроками могут вставать препятствия совершенно разных типов. Поэтому очень важно, чтобы команда имела возможность достойно с ними справляться, а для этого в ней должны быть представлены самые разные специалисты. Причем, часто встаёт выбор, что лучше — узкоспециализированный персонаж, который отлично справляется с небольшим набором задач, или же мастер на все руки, который, однако, посредственен в каждом конкретном вопросе.

Полезное для  PM-а

Dungeons&Dragons — игра, вырабатывающая огромное количество самых разных полезных социальных навыков. Для менеджера же она особенно хороша тем, что учит рассматривать каждого члена команды одновременно и как самостоятельную единицу со своим набором навыков и как составную часть единого организма команды. Такой подход позволяет оптимизировать состав команды, добиваться большего меньшим количеством людей и способствует улучшению настроения команды, когда каждый работник делает именно то, что у него получается лучше всего.

Заключение

Конечно, партия в Монополию или какую-то из вышеперечисленных игр, не заменит курса обучения и тренингов. Однако все вышеупомянутые примеры (а также многие другие настольные игры) хороши тем, что дают игроку особый способ мышления, учат его специфическому взгляд на задачи. Конкретные навыки для решения профессиональных вопросов лучше вырабатывать стандартными методами, однако игры помогут освоить правильный  подход к задачам в целом, который иначе мог бы появиться только в результате опыта, и многочисленных проб и ошибок.