На курс Productman люди приходят по разным причинам: одни планируют перейти на новую роль в своей компании, другие — недавно в роли продакта, и им нужно понять правильный алгоритм работы, третьи — приносят готовую идею и хотят вывести свой продукт на рынок.
В случае Глеба Королева объединились несколько мотиваций: Глеб хотел перейти на роль продакта в компании, и при этом развивать собственный проект. Мы попросили рассказать, как появилась идея Vesslens, чем помог курс и что получилось в итоге.
Как все начиналось
Сейчас в команде Vesslens 5 человек. Мы продолжаем работать в других компаниях, а стартап развиваем по вечерам и в выходные. Несмотря на такой график, у нас действуют стандартные правила ведения проекта: ежедневные daily, планирование, демо.
Роли в проекте распределяются по методологии Scrum:
- я, в качестве product-owner-а, а по сути, того же product менеджера;
- профессиональный scrum-master, который занимается процессами взаимопонимания в команде;
- разработчик, который пишет бэкенд;
- мастер-«золотые руки», собирающий наши прототипы в реальном мире;
- дизайнер со скилами фронтенда.
Такой состав сложился не за один этап. Свой путь мы начали в сентябре 2019 года командой из трёх человек, когда решили использовать IT-шный опыт для создания чего-то интересного и великого. Все началось с моей идеи создать автоматизированный гроубокс — систему для выращивания растений в домашних условиях.
Как раз в это время меня познакомили с парнем, который заканчивал 5 курс КПИ по специальности разработчик процессоров. Мы смотрели на проект с абсолютно разных уровней: я думал как автоматизировать процессы физического мира, а разработчик — как перевести мои слова на программный код.
Вдвоем мы начали поэтапно планировать работы над гроубоксом, а затем к нам присоединился еще один участник команды — скрам-мастер.
В ходе работы оказалось, что самая сложная часть нашего устройства — это правильная система полива. Мы хотели, чтобы система подавала в грунт не только воду, но также микро- и макроэлементы, нужные растению на данном этапе роста.
Когда у нас получилось сделать рабочий альфа-прототип системы, стало понятно, что теперь нужен человек, который из этой кривой конструкции (потому что прототип собирали из чего придется!) сможет сделать красивую вещь.
У меня на примете был друг детства, вообще не из IT, зато с собственной крафт-мастерской и «золотыми руками». Ему понравилась идея, и мы начали делать первые демо-стенды, потому что планировали показывать прототип на выставках, чтобы получить обратную связь от посетителей.
Примерно в это же время мы поняли, что жестко упираемся в интерфейс: попытки создать что-то красивое и понятное без привлечения дизайнера очень затягивались. Поэтому было принято решение взять на работу в проект дизайнера и платить ему зарплату.
Раньше мы уже поделили доли в проекте — кто вкладывает труд, кто — деньги, а после прихода дизайнера, договоренности закрепили, создав и оформив все права интеллектуальной собственности на юридическое лицо.
Чего мы хотим сейчас
На данный момент мы дошли до бета-версии, а в идеале, хотим прийти к модульному автоматизированному гроубоксу — вертикальной ферме. Например, морские контейнеры, по своему форм-фактору могут собираться поблочно в большое помещение. На этом основана идея создания модульной фермы для растений.
По сути, ферма — это определенные процессы: питание, полив, свет и климат.
Наша конечная цель — создать модульные вертикальные фермы для растений, и предложить их большим ритейл-сетям. Чтобы, приходя в супермаркет, покупатель приобретал зелень, которую магазин выращивает тут же, «на заднем дворе».
Супермаркет с собственной модульной фермой может экономить на транспортировке, пропадают риски по хранению: выращивай больше — продавай больше, выращивай меньше — продавай меньше. С автоматизированной системой, которая не требует вмешательства людей, такой сценарий вполне реалистичен.
В чем уникальность продукта:
- система нон-стоп анализирует влажность грунта;
- состав грунта изучается перед каждой подкормкой;
- с поправкой на состав, в почву поступают именно те элементы, которые нужны растению сейчас;
- постоянно поддерживается правильный Ph почвы, состав удобрений и нужный уровень влажности;
- поливом и подкормкой можно управлять онлайн с мобильного телефона;
- в памяти системы есть готовые сценарии полива для разных видов растений.
Для каждого вида растений есть научно разработанная карта выращивания, потому что на разных этапах нужно определенное количество микро- и макроэлементов, и правильно добавлять все это вручную очень сложно.
Например, на удобрении может быть написано что-то вроде: «На 35-й день жизни растения, поливайте раствором 2 г этого вещества на литр воды, и 1 г того вещества на пол литра».
Наша система считает все это за пользователя. Анализируя почву, система понимает, что есть, например, переизбыток минералов, — и растение будет страдать. Поэтому состав почвы корректируется, в нее добавляется, что надо и когда надо.
Что мы планируем
Мы продумываем много альтернатив, чтобы быть готовыми к любому виражу, который может произойти. Как честный продакт, я понимаю, что возможно все — и впереди неизвестность. Я не думаю о бесконечной нужности продукта всему человечеству. Мы вкладываем собственные деньги и создаем что-то сложное, а дальше хотим проверить продукт, увидеть, что он работает, дать ему отдельную жизнь, и перейти к чему-то более массовому, рыночному.
Сейчас ориентируемся на бывший СНГ как на стартовую площадку. Здесь дешевле и проще проверять гипотезы: достаточно сделать несколько устройств, раздать их людям, и собрать предзаказы. В дальнейшем, хотим выйти на Kickstarter, и уже оттуда двигаться дальше.
Kickstarter нужен, чтобы проверить спрос на мировом рынке, собрать деньги на организацию производства, и массово запустить умные системы полива.
Кроме сложных автоматизированных систем, мы хотим выпускать упрощенный вариант для дома. Это будут небольшие устройства для ухода за домашними растениями с рабочим названием Flask (с англ., фляжка или колба).
Вся система будет выглядеть как аккуратный горшочек, из которого выходят трубки капельного полива, а другой конец трубок нужно вставлять в цветочные горшки.
Пользователь заправляет устройство, а затем в приложении для телефона отмечает, какие растения поливать.
Благодаря датчикам, система анализирует состав и влажность почвы и подготавливает нужную смесь для полива. Сценарий ухода можно выбрать из библиотеки приложения или задать самостоятельно.
Еще одно интересное дополнение — более дорогое домашнее устройство с веб-камерой, чтобы снимать день жизни цветка в режиме таймлапс. Тогда владелец сможет наблюдать за растением в режиме ускоренного просмотра.
Для чего был нужен курс Productman
Как в процессе создания умной системы полива, так и на основной работе, я все острее чувствовал необходимость структурировать знания в продуктовом менеджменте и хотел развиваться как продакт.
Я уже был знаком с IAMPM, поэтому решил записаться на Productman, куда как раз набирали студентов. Как раз в это время мы работали над альфа-версией, и именно курс дал понимание, чем ее завершить, а глобально — принес понимание цели и роли продакта.
Продуктовый курс — это все-таки больше о стратегическом видении развития продукта, а не о процессах. Я начинал учиться с пониманием, что наша умная система и гроубокс «нужны всему миру», а вышел — с осознанием, что нас вполне может ждать неудача, поэтому нужно максимально получать опыт и готовиться к разным вариантам будущего. Неудача в одной точке — это просто толчок, чтобы изменить направление и пойти куда-то дальше.
Сегодня я стараюсь постоянно транслировать всем участникам проекта, что наибольшая ценность — это сама команда и опыт, который мы получаем в процессе работы.
Ребята согласны со мной, и это дает единство и мобильность: если что-то не получилось как мы планировали, то можно быстро пересмотреть роадмап и передвинуть какие-то работы.
Что было сложным, а что легким
Учиться было не трудно, а, наоборот, очень интересно. Я понимал, что если что-то сложено в одну тему, которую спикер рассказал за 1,5 часа, — за этим стоит огромный кусок работы.
Эффект от работы на курсе очень длительный — это как правильный фундамент, который дает возможность быстро все надстраивать, и идти дальше.
Я сильно старался прорабатывать все домашние задания, поэтому так много вынес с курса. Все мои «домашки» постепенно собрались в полноценную систему, и стали для нашей команды таким внутренним сайтом: проведенный анализ рынка, Canvas-модели, value proposition.
Сейчас я все еще пользуюсь собранными материалами, например: когда мы собрались идти в фонд стартапов — я просто открыл ранее сделанный сайт, и получил огромное количество полезной информации.
Инсайты, которые вынес с курса
Мне очень понравился формат проверки домашних заданий: когда это не просто комментарии в Google Classroom, а живое общение. На продуктовом курсе студенты вышли с инициативой — «А можно созваниваться?» — и это оказался совершенно другой уровень объяснения и понимания.
Это еще один момент, почему я старательно делал домашние задания: я понимал, что есть люди, которые могут проверить и сказать, в правильном ли направлении я думаю, хорошо что-то сделал или плохо.
Убежденность в правильности решения
Учась на курсе, я проработал сам проект, узнал рынок, собрал большое количество информации, и убедился в правильности решения: делать не просто гроубокс для растений, а умную систему полива в промышленном и упрощенном домашнем варианте.
Понимание роли продакта
Курс дал ясное понимание роли и навыков продакта. Для меня сильно разделились уровни процессов (проектный менеджмент) и стратегии (продуктовый менеджмент).
Это понимание помогает на основной работе: я понял, что для роста компетенций продакта, надо скидывать с себя проектные полномочия. Поэтому внутри команды в компании я начал растить ребят, которые хотят стать PM, чтобы сбросить текучку с себя и уйти в продуктовый менеджмент.
Другой взгляд на User Story Mapping
На курсе большим открытием для меня была User Story Mapping, потому что именно на Productman я понял, как создаваемая ценность должна переходить в процессы. Когда я раньше смотрел из роли PM-а, — User Story Mapping была просто одним из инструментов, но когда я начал понимать стратегический уровень бизнеса, то увидел, как карта пользовательских историй связывает идеи и глобальные предположения с разработкой и реализацией.
От студента до ментора: трудно ли учить других
Как во время курсов, так и после окончания, менторы очень помогали мне лично. Моим ментором был Александр Старовит. Окончательной точкой решения пойти на курс, стало то, что Саша Старовит работает в hardware проекте,а мне как раз не хватало понимания hardware. Мы с Сашей много общались вне курса: по организации процесса производства, по методологиям.
Именно Саша помог понять, что не надо идеализировать все происходящее, а быстро получать опыт, делать выводы, вносить изменения — и двигаться дальше.
Мне нравится учить и помогать людям, и теперь я сам уже стал на место Саши, — когда ребята, которые прошли курс ВА или продакта обращаются ко мне после курса.
Пример, который меня вдохновляет: в рамках воркшопа мы со студентами придумали идею для продукта, которая так понравилась команде, что на протяжении всего курса они созванивались по вечерам раз в неделю и обсуждали, как лучше реализовать идею.
В конце курса ребята решили разработать MVP. Мы обсудили план, что нужно проверить и сделать. С этого момента прошло буквально две недели, поэтому у меня пока нет новой информации, что происходит дальше.
В целом, менторство — это то, что меня драйвит. Это какое-то переосмысление полученной информации, потому что работает принцип: «если хочешь что-то хорошо выучить – объясни это другому».
Что почитать по теме
- Скотт Белски «Путаница посередине»
- Эрик Рис «Бизнес с нуля. Lean Startup»
- Александр Остервальдер «Разработка ценностных предложений»